Программа развития муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования на 2025 – 2029 годы
«Качество образования в системе личностно-ориентированного подхода
в учреждении дополнительного образования»
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
1.Наименование Программа развития МБУДО «Дома детского творчества»
Программы
2. Основание для
Конституция Российской Федерации; Закона Российской
Федерации «Об образовании» и Концепция проекта нового
разработки
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Программы
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу
с 01.01.2021)
Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490 “О
лицензировании образовательной деятельности”
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 642-р “Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 г.”
Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 N 629 “Об
утверждения Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
Приказ Минобрнауки и Минпросвещения РФ от 05.08.2020 г.
№882/391 “Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ”
Об образовательных учреждениях дополнительного образования
детей. Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 марта
2007 г. N 06-636
3. Заказчик
Управление образования администрации Лукояновского муниципального
Программы
округа
4. Разработчик
Педагогический коллектив МБУДО «Дом детского творчества»
5. Цель
Создание условий для обеспечения личностно-ориентированного
образования, соответствующего изменяющимся социально-экономическим
Программы
условиям г. Лукоянова путем повышения эффективности образовательной
и воспитательной деятельности
6. Основные
Совершенствование содержания, организационных форм, методов и
технологий дополнительного образования детей, разработка программ
задачи
нового поколения, направленных на развитие инновационной
Программы
деятельности, информационных технологий
Обеспечении доступности и равных возможностей получения
обучающимися дополнительного образования, расширение диапазона
образовательных услуг в соответствии с запросами детей и родителей
Обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления здоровья, профессионального самоопределения и
творческого труда детей
Создание условий для развития профессиональной компетентности
кадров, работающих в ДДТ
7.Сроки
реализации
Программы
8. Исполнители
Программы
Развитие
инфраструктуры
образовательного
учреждения
и
организационных
механизмов,
обеспечивающих
доступность
качественного образования
Реализация программы осуществляется в один этап: 2025-2029 гг
Педагогический коллектив МБУДО «Дом детского творчества»
Управление образования администрации Лукояновского муниципального
округа (при условии участия)
Социальные партнеры образовательного учреждения (при условии
участия)
Бюджетные и внебюджетные средства.
9. Источники
финансирования
10. Индикаторы
достижения цели
Программы
11. Система
организации
контроля за
исполнением
Программы
12. Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы
Охват учащихся программами дополнительного образования МБУДО
ДДТ составит 95% от муниципального задания
Образовательное учреждение обеспечит предоставление нормативно
закрепленного перечня сведений о своей деятельности на
официальных сайтах в полном объеме
Доля высококвалифицированных кадров, работающих в
образовательном учреждении, увеличится до 90%
Удельный вес численности руководителей и педагогических
работников образовательного учреждения, прошедших в течение
последних трех лет повышение квалификации или профессиональную
переподготовку, составит 100%
Средняя заработанная плата педагогических работников
образовательного учреждения составит 100% средней з/п по
экономике НО
Образовательное учреждение обеспечит представление
инновационного опыта (в форме мастер-классов, проблемных
семинаров, круглых столов, пресс-конференций и др.)
Будет введена оценка деятельности образовательного учреждения, его
руководителя и основных педагогических работников на основании
показателей эффективности деятельности в соответствии с
требованиями профстандарта
Доля учащихся, принявших участие в областных и муниципальных
мероприятиях, конкурсах, будет ежегодно увеличиваться
Будет обеспечено участие образовательного учреждения в сетевых
Интернет-ресурсах
При реализации образовательных программ будет использоваться
дистанционное обучение (по необходимости)
Контроль за исполнением Программы осуществляют:
МБУДО «Дом детского творчества»;
Управление образования администрации Лукояновского муниципального
округа;
Администрации Лукояновского муниципального округа НО
В результате реализации программы к 2029 году:
Наличие современных, востребованных направлений дополнительного
образования детей и подростков от 6-18 лет
Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разным
уровнем, типом и формами проявления способностей.
Рост удовлетворенности учащихся и их родителей условиями
воспитания, обучения и развития детей в образовательном учреждении
Создание организационно-педагогические условия для непрерывного
профессионального развития педагогов
Обеспечение информационной прозрачностью и доступностью
образовательного процесса
Количество учащихся, освоивших образовательную программу с
результатом – высокий уровень освоения, составит не менее 70%.
2. ТЕКСТ ПРОГРАММЫ
2.1 . Характеристика текущего состояния
«Сфера дополнительного образования детей создает особые
возможности для развития и образования в целом. В том числе для
расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего
обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного
развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной
площадкой для отработки образовательных моделей и технологий
будущего, а персонализация дополнительного образования определяется
как ведущий тренд образования в XXI веке» (из Концепции развития
дополнительного образования детей от 4.09.2014 года №1726-р). Учитывая
новую стратегию развития, педагогический коллектив Дома детского
творчества видит в разработке и реализации программы действий,
направленных на достижение приоритетных целей Концепции.
Дополнительное образование как социально-педагогическое явление
представляет собой единство организуемой образовательной и
воспитательной деятельности (познавательной, развивающей,
коммуникативной и др.), в основе которой – создание условий для
самореализации личности. При этом к прежним понятиям «образование»,
«воспитание», «личность», мы вводим новые понятия «качество
образования», «образовательная услуга», «маркетинг в образования»,
«менеджмент в педагогике».
Данная программа является развивающимся пространством, задающим
стратегию дальнейшего развития образовательного учреждения
дополнительного образования на период 2025-2029 гг., как результат
интеграции трех составляющих:
1) фиксация достигнутого уровня развития образовательного
учреждения как исходная позиция для инновационного развития;
2) анализ потенциала развития МБУДО ДДТ на основе проведения
анализа возможностей и проблем учреждения;
3) анализ возможных инноваций развития МБУДО ДДТ как ответ на
внешние «вызовы» развития образования в России в целом и
Лукояновском муниципальном округе в частности.
Актуальность разработки и эффективность реализации Программы развития
образовательного учреждения дополнительного образования
предусматривает обязательный учет новых целей, стоящих как перед
системой образования России, так и в данном учреждении. Качество
современного дополнительного образования в МБУДО ДДТ будет
определяться рядом факторов, обуславливающих социальную
эффективность:
высокая компетентность педагогических работников;
новые образовательные технологии и соответствующая им
материально-техническая оснащенность;
гуманистическая и личностно-ориентированная направленность детей;
полнота удовлетворенности образовательных потребностей населения
Лукояновского округа
Дом детского творчества представляет собой единственное многопрофильное
образовательное учреждение дополнительного образования в Лукоянове.
Внешкольное образовательное учреждение Дом пионеров в городе Лукоянов
был открыт в 1953 году, в бывшем здании купца Королева, позднее
кинотеатре «Горн». В его штате было два сотрудника и функционировал он,
в основном, как инструктивно- методический центр по организации массовой
работы с педагогами и школьниками Лукояновского района. Основной
задачей Дома пионеров стало не только оказание инструктивной и
методической помощи школам района, но и привлечение ребят в неурочное
время к занятиям в кружках, организация свободного времени ребят через
массовые формы работы, коллективно- творческие дела. Среди самых
популярных кружков был авиамодельный кружок, радиотехнический,
театральный, в которых ребята получали дополнительные знания и умения.
В конце 80-х годов резко изменилась политическая и экономическая
обстановка в стране, начались глобальные реформы в образовании. В
соответствии с новым
«Законом об образовании» исчез такой тип
образовательного учреждения, как внешкольные учреждения и вместо них
было провозглашено создание учреждения дополнительного образования.
Таким образом, в 1999 году наш бывший Дом пионеров получил
новый статус учреждения дополнительного образования. И приказом
Учредителя отдела образования администрации Лукояновского района был
переименован в «Дом детского творчества». В 1999 году Дом детского
творчества переименован и сегодня это муниципальное образовательное
учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества».
В 2013 году в результате реорганизации к «Дому детского творчества»
в полном составе был присоединен МБОУ ДОД «Дом учащейся молодёжи»,
а в январе 2014 года вследствие ликвидации МБОУ ДОД «Станция юных
натуралистов» и МБОУ ДОД Лукояновская ДЮСШ в наше учреждение были
приняты четыре педагога. В результате количественный состав педагогов
увеличился до 14 человек контингент обучающихся до 750 человек.
МБУДО «Дом детского творчества» расположен по двум адресам: г.
Лукоянов, ул. Октябрьская, д. 47 и г. Лукоянов, ул. Заводская, д.23.
Кабинетов в двух зданиях немного, поэтому часть творческих объединений
проводится на базе муниципальных образовательных учреждений города.
Деятельность ДДТ осуществляется в соответствии с нормативными
документами в сфере образования: Конвенция ООН «О правах ребенка»,
Конституция РФ, Закон РФ и т.д., Порядком организации и осуществлении
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам,
другими
законодательными
актами,
решениями,
распоряжениями администрации Лукояновского муниципального округа и
Уставом МБУДО ДДТ. Организация имеет лицензию (бессрочно) от
25.01.2016 года №73. Учредителем и собственником имущества является
Лукояновский муниципальный округ Нижегородской области.
Деятельность учреждения регламентируется локальными актами в виде
приказов, распоряжений, решений, положений, инструкций и правил.
Отношения между Учредителем и МБУДО ДДТ определяются действующим
законодательством РФ. Руководство и непосредственное управлением Домом
детского творчества осуществляет директор, прошедший соответствующую
аттестацию. Органами самоуправления Учреждения являются:
1. Педагогический Совет
2. Родительский комитет
2.2.
Образовательная деятельность.
Дом детского творчества реализует дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы детей по следующим направленностям:
1. Художественная;
2. Естественнонаучная;
3. Социально-гуманитарная;
4. Физкультурно-спортивная;
5. Техническая;
6. Туристско-краеведческая.
Программы дополнительного образования компенсируют, корректируют и
расширяют рамки базового образования, обеспечивают доступ к новым
культурным
ценностям.
Программы
Учреждения
содействуют
самореализации ребенка и создают «ситуацию успеха»; обеспечивают выход
на другие сферы деятельности; положительно сказываются на результатах
общего образования.
Учреждение осуществляет образовательный процесс на основе учебного
плана, в соответствии с типовыми государственными, адаптированными,
модифицированными, рабочими программами. Учебный план разработан с
целью предоставления всем обучающимся оптимальных возможностей для
получения качественного образования, развития способностей детей с учетом
потребностей и перспектив продолжения обучения.
Учебный план на 2024-2025 учебный год составлен на основе ФЗ «Об
образовании», Порядка организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
требований санитарно-эпидемиологических правил СанПиН2.4.4.3172-14 и
нормативов бюджетного финансирования, в соответствии с Уставом,
программами обучения дополнительного образования детей, учитывая
специфику учреждения, основные направления деятельности, потребности
детей и родителей города, а также кадровый потенциал.
МБУДО ДДТ является куратором летней работы с детьми в каникулярный
период. Решением Земского собрания Лукояновского муниципального
района № 43 от 25.05.2009 «Об утверждении районной комплексной
межведомственной целевой программы «Организации отдыха, оздоровления
и занятости детей и молодёжи Лукояновского муниципального района
«Каникулы»
учреждению
присвоен
статус
муниципальной
экспериментальной площадки. В рамках деятельности площадки ДДТ
организует «Школу подготовки организаторов детского отдыха», «Школу
помощника вожатого», реализует план мероприятий, направленных на
объединение деятельности всех детских оздоровительных лагерей,
организуемых в районе, а так же принимает участие в реализации проекта
«Дворовая практика».
Деятельность обучающихся Дом детского творчества осуществляется, как в
одновозрастных, так и разновозрастных объединениях по интересам (кружок,
студия…). С учетом потребностей и возможностей детей дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы осваиваются в
различных формах (групповой, массовой, индивидуальной, по подгруппам)
В ДДТ занимают дети и подростки от 6-18 лет на основе свободного выбора
направлений и вида деятельности.
Учреждение работает по 6-дневной рабочей неделе. Обучение проводится
согласно утвержденному расписанию. Расписание занятий объявлений
составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха
детей администрацией, методистом по представлению педагогическими
работниками с учетом пожелания родителей (законных представителей),
возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических
норм.
Период обучения по выбранному профилю деятельности и учебная нагрузка
в неделю на обучающихся зависит от временного ресурса программы,
возрастных особенностей обучающихся и санитарно-эпидемиологических
требований к учреждениям дополнительного образования детей.
Занятия для детей дошкольного возраста проводятся не чаще 2-3 раза в
неделю продолжительностью 25 минут, для обучающихся младшего
школьного возраста – 35 минут, среднего и старшего возраста – 45 минут.
Количество и продолжительность занятий в неделю устанавливается в
соответствии СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41. После
каждого занятия педагоги устраивают перерыв продолжительностью 10
минут для отдыха детей и проветривания помещений. Количество
обучающихся в творческих объединениях определяется Уставом Учреждения
до 12 человек.
2.3. Эффективность образовательного процесса.
В МБУДО «Дом детского творчества» занимается 722 обучающихся в 51
творческом объединении. Образовательный процесс обеспечивают 19
программ различного вида и уровня освоения по направленностям:
направленность
Кол-во программ Число педагогов Число
обучающихся
Художественная
6
4
233
Социально6
5
243
гуманитарная
естественнонаучная 2
1
85
Физкультурно3
1
101
спортивная
техническая
1
1
12
Туристско1
1
48
краеведческая
По результатам образовательной деятельности обучающиеся ДДТ
показывают пока невысокие результаты. Участие и победы творческих
объединений в муниципальных, региональных, всероссийских и
международных конкурсах.
Эффективность условий организации образовательного процесса.
Дом детского творчества размещается в нетиповом 2-этажном кирпичном
здании. В учреждении созданы условия для безопасного образовательного
процесса, закончен ремонт электросистемы, выполнены требования
противопожарной безопасности, имеется тревожная кнопка. Остаются
актуальными вопросы капитального ремонта здания, тепловой и
канализационной системы, кровли и фасада.
В двух зданиях ДДТ нет библиотеки, но имеется библиотечный фонд,
актовый зал, 5 учебных кабинетов, 2 методических кабинета. Занятия также
проводятся в МБОУ СШ №2, МБОУ Лукояновская СШ №1, МДОУ Д/С №6
на основании договоров.
Педагогические и административные работники обеспечены персональными
компьютерами и ноутбуками на 100% .
В ДДТ органом самоуправления является педагогический совет, это
постоянно действующий коллегиальный орган, созданный в целях развития и
совершенствования
воспитательно-образовательного
процесса
в
Учреждении, повышения профессионального мастерства и творческого роста
педагогов.
В учреждении сложилась система педагогической диагностики, которая
позволяет педагогам УДО сформировать четкие представления:
О личностных качествах, которыми должны владеть обучающиеся, во
время образовательной деятельности (уровни воспитанности,
обученности, образованности)
О детском коллективе, с которым он взаимодействует
О перспективе дальнейшей деятельности.
Проведенный анализ уровня актуального развития ДДТ позволяет сделать
следующие выводы:
В образовательном учреждении работает отлаженная образовательная
система, обеспечивающая доступность дополнительного образования
обучающихся, в условиях их индивидуального развития и
здоровьесбережения
Постоянное развитие учреждения в условиях реализации личностноориентированного
образования
позволяет
ему
оказывать
востребованную со стороны образовательных учреждений округа
методическую поддержку по методической деятельности
Ежегодно улучшается уровень материально-технического обеспечения
ДДТ за счет рационального расходования бюджетных средств
В организации создаются и реализуются различные проекты,
проводится работа с детскими общественными объединениями, детьми
с ОВЗ, с одаренными детьми.
Наряду с достижениями педагогический коллектив видит возможные
проблемы, которые предстоит решать в стратегической перспективе:
- «старение» педагогических кадров
- для сохранения высокого уровня образования необходимо развивать
систему предшкольного развития и предпрофильного обучения
- для сохранения здоровья обучающихся и формирования их
компетентностей, в образовательный процесс предстоит шире внедрять
современные ИКТ технологии, различные формы индивидуальной работы с
обучающимися
- необходимо совершенствовать систему управления ДДТ.
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Стратегической целью развития ДДТ на период 2025-2029 гг. является
создание условий для обеспечения личностно-ориентированного
образования, соответствующего изменяющимся социально-экономическим
условиям г. Лукоянова путем повышения эффективности образовательной и
воспитательной деятельности.
Формулировка стратегической цели Программы предполагает реализацию
идеи развития, где ДДТ рассматривается как открытая социальная система. А
его миссией является создание для воспитания социально-активной личности
при условиях повышения качества образовательных услуг и открытого
социального партнерства.
Основными задачами развития ДДТ выступают:
Совершенствование содержания, организационных форм, методов и
технологий дополнительного образования детей, разработка программ
нового поколения, направленных на развитие инновационной
деятельности, информационных технологий
Обеспечении доступности и равных возможностей получения
обучающимися дополнительного образования, расширение диапазона
образовательных услуг в соответствии с запросами детей и родителей
Обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления
здоровья,
профессионального
самоопределения
и
творческого труда детей
Создание условий для развития профессиональной компетентности
кадров, работающих в ДДТ
Развитие
инфраструктуры
образовательного
учреждения
и
организационных
механизмов,
обеспечивающих
доступность
качественного образования
Цель развития ДДТ в рамках реализации личностно-ориентированного
образования, в соответствии с изменяющимися социально-экономическими
условиями, обеспечить повышение эффективности образовательной и
воспитательной деятельности по критериям: доступность, востребованность,
инновационность, качественность, социальное партнерство,
конкурентоспособность. Стратегическая цель перспективного развития
сформулирована в соответствии с приоритетным направлением деятельности
Правительства РФ, с основной стратегической целью Концепции
модернизации образования.
4. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Реализация программы осуществляется в один этап 2025-2029 годы
5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ
И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ.
Целью управления является обеспечение оптимальных условий для
реализации творческого потенциала педагогов и обучающихся, воспитание
творческой самоактуализирующейся личности.
Цель управления обуславливает следующие задачи:
1) Определение стратегических и тактических целей дополнительного
образования
2) Перспективное, текущее и оперативное планирование образовательной
деятельности
3) Активизация и стимулирование всех субъектов педагогического
процесса к организации разнообразной деятельности с целью
гармоничного творческого развития личности
4) Организация деятельности всех объединений на выполнение целей
дополнительного образования
5) Обеспечить научно-методическое и нормативно-правовое
сопровождение управления системным развитием МБУДО «Дом
детского творчества»
6) Контроль, учет, проблемно-ориентированный анализ и выработки
управленческих решений по повышения качества дополнительного
образования.
Функция управления.
Функции управления подчинены задаче рационального управления в
соответствии с целями управления образовательным учреждением, что
позволяет обеспечить гибкость и координацию управленческой
деятельности, ориентацию на сотрудничество с общественностью, учебными
заведениями и очагами культуры.
Вся управленческая система в целом и каждая управленческая подструктура
выполняет общие и специфические управленческие функции:
Планирование – обоснование и выбор целей развития образовательного
учреждения, объединений, развитие инновационных процессов, разработка
технологий достижения целей. Подфункциями планирования являются:
прогнозирование, моделирование, программирование.
Организация – подготовка и выполнение запланированного. Подфункциями
организации являются:
- регулирование - упорядочение деятельности объединений, подчиненных
- координирование – согласованность действий участников образовательного
процесса
Контроль – количественная и качественная проверка, учет, измерение и
регистрация результатов образовательной деятельности.
Мотивация – активизация работников на реализацию целей.
Подфункции:
- коммуникация – межличностное общение и обучение внутри организации и
за пределами
- принятие решений – выбор альтернатив, определение того, как и что
контролировать, организовывать, мотивировать и контролировать.
Система управления МБУДО ДДТ
Учредитель – администрация Лукояновского муниципального округа
Нижегородской области
Директор МБУДО ДДТ
Директору подчиняются: методист, педагог-организатор, бухгалтер, педагоги
дополнительного образования
Структурные подразделения
Функционал
Административно-управленческий
Руководство, управление, контроль,
персонал
Педагогический персонал
Координация и организация
образовательного и воспитательного
процесса
Обслуживающий персонал
Обслуживание учреждения
Задачи системы управления развития Учреждения:
- разработать и апробировать структурно-функциональную модель
управления системным развитием
- повысить наукоемкость разрабатываемых и используемых управленческих
технологий, их теоретической обоснованности и практической
целесообразности
- повысить уровень управленческой культуры педагогического и
административного персонала
-обеспечить научно-методическое и нормативно-правовое сопровождение
управления системным развитием ДДТ
№ п/п Направление деятельности, мероприятия
Сроки
1
Разработать технологию проблемно2025 г.
ориентированного анализа системы управления в
учреждении
2
Провести проблемно-ориентированного анализа
2025 г.
системы функций, прав и ответственности по
вертикали и горизонтали учреждения
3
Осуществить коррекцию системы функций, прав и
2025-2026 гг.
ответственности по вертикали и горизонтали
4
Разработать банк данных об управленческих
2026 г.
технологиях
5
Разработать новую структурно-функциональную
2025 г.
модель
6
Разработать методики апробации новой системы
2025 г.
управления
7
Разработать целостную систему мониторинга
2026 г.
управленческой деятельности
Механизм реализации программы развития учреждения дополнительного
образования «Дома детского творчества»:
- изучение социального заказа и корректировка деятельности учреждения по
итогам исследования
- разработка вариативных, модульных общеобразовательных
общеразвивающих программ, отвечающих современным требованиям
- интеграция дополнительного и общего образования, развитие сетевого
взаимодействия
- обеспечение конкурентоспособности учреждения через реализацию выше
изложенных позиций.
6. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Финансовые ресурсы.
Финансирование программы будет производится за счет бюджетных средств.
В связи с трудным финансовым положением предприятий округа
привлечение внебюджетных средств не планируется.
Материально-техническая база.
Оба здания соответствуют нормам СаНПиН и требованиям пожарной
безопасности. В учреждениях установлена система «Стрелец-мониторинг»
для прямого выхода на пульт диспетчера пожарной части. В 2019 году
установлена система видеонаблюдения.
В зданиях имеются кабинеты для занятий, актовый зал, методический
кабинет. Все объединения обеспечены всем необходимым методическим,
дидактическим материалом. Имеется музыкальная установка. Приобретены
компьютеры и ноутбуки, которые используются в образовательных целях,
есть 3 мультимедийных проектора и 2 цветных принтера. Для успешной
реализации программы необходимо ежегодно обновлять материальнотехническую базу, приобретать расходные материалы для работы всех
творческих объединений.
Кадровые ресурсы.
Кадровая политика в сфере дополнительного образования заключается в
создании системы кадровой подготовки специалистов ДО различных
направлений деятельности, в координации деятельности по определению
образовательных потребностей специалистов, в разработке новых программ
и в апробации различных форм обучения.
В Учреждении сформировался творческий, увлеченный своим делом
педагогический коллектив. На сегодняшний день в МБУДО «Дом детского
творчества» работает
9 педагогов дополнительного образования: 8 основные работники, 1 - совместитель.
Педагогический коллектив
достаточно стабильный.
Ежегодно проводится работа по повышению квалификации
педагогических работников учреждения.
Курсовая подготовка коллектива
№
1
2
ФИО
(полностью)
Воробьева
Татьяна
Станиславовна
(директор)
Матюнина
Елена
Евгеньевна
3
Большакова
Ольга
Владимировна
4
Потапова
Татьяна
Николаевна
Курсовая подготовка (переподготовка) за последние 3 лет
(название, место прохождения, год)
ООО ЦНОИ "Антитеррористическая защищенность ОО:
планирование и организация работы ответственного",
г.Санкт-Петербург, 16.11.22-30.11.2022, 36 ч.
Проф. Переподготовка ООО ЦНОИ "Педагогическое
образование: педагог-организатор в организации
дополнительного образования детей и взрослых",
г.Санкт-Петербург, 16.11.22-15.02.23, 328 ч.;
"Современные методики преподавания музыкальнотеоретических дисциплин в учреждениях
дополнительного образования" ООО ЦНОИ, г.СанктПетербург, 16.11.22-30.11.22, 72 ч
Проф. переподготовка ООО ЦНОИ "Педагогическое
образование: методист образовательной организации
дополнительного образования детей и взрослых",
г.Санкт-Петербург, 15.11.22-14.04.2023, 376 ч.
5
6
7
8
9
10
Бакалина
Нинель
Михайловна
ООО ЦНОИ "Организация и осуществление
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам художественной
направленности", г.Санкт-Петербург, 72 часа, 1.10.202415.10.2024 г
Захарова Елена "Организация и осуществление образовательного
процесса по адаптированным дополнительным
Викторовна
общеразвивающим программам", ООО "Центр
непрерывного образования и инноваций", г.СанктПетербург, 16.11.2022 - 30.11.2022, 72 ч
Пархаева Елена ООО ЦНОИ "Организация и осуществление
Ивановна
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам художественной
направленности", г.Санкт-Петербург, 72 часа, 1.10.202415.10.2024 г
Вергезова
Проф.переподготовка ООО ЦНОИ "Педагогическое
Лидия
образование: методист образовательной организации
Анатольевна
дополнительного образования детей и взрослых",
г.Санкт-Петербург, 15.11.22 - 15.02.23, 328 ч.
Журавлёв
"Организация и осуществление образовательной
Игорь
деятельности по дополнительным общеобразовательным
Валентинович
программам физкультурно- спортивной направленности",
ООО ЦНОИ, г.Санкт-Петербург, 16.11.2022-30.11.2022,
72 ч.
Сухова Любовь ---Викторовна
Со времени создания системы непрерывного профессионального развития
педагогов дополнительного образования педагогов рост квалификации
педагогических кадров имеет положительную динамику.
Свою квалификацию повысили (подтвердили) по состоянию на 01 января
2025 года:
Первая
Без категории
Чел.
%
Чел.
%
7
77.8
2
22.2
Уровень
образования
педагога
–
залог
его
дальнейшей
профессиональной деятельности. Анализ образования педагогических кадров
позволил увидеть следующую картину:
большая часть педагогических работников имеет высшее образование .
На 01 января 2025 года:
Всего Высшее Незаконченное Среднее
Среднее
человек
высшее
специальное
9
7
0
2
0
Стаж работы на 01 января 2025 года.
0-5
5-9
Чел
.
0
% Че
л
0 1
10-15
%
Че
л
1
16-20
%
Че
л
0
Свыше
25
21-25
% Че
л
0 2
%
Че
л
3
%
Пенсионны
й
возраст
Чел
%
11.
11.
22.
33. 2
22.2
1
1
2
4
Анализируя педагогический стаж работников отмечаем, что коллектив
возрастной. В прошлом году пришел один молодой специалист. Обучение,
помощь молодым специалистам происходит через оказание индивидуальных
консультаций методистами и опытными педагогами. С другой стороны,
молодые педагоги, не имеющие опыта, легче принимают изменения,
происходящие как во внутренней среде, так и во внешней, организационную
культуру учреждения, ее ценности и нормы. Инновационные процессы в
среде молодых педагогов внедряются легче.
Профессионализм педагогов отмечен наградами:
Почетная Грамота Министерство образования НО 2007 (Воробьева Т.С.)
Почетная Грамота Министерство образования РФ 2008 (Воробьева Т.С.)
Почетная Грамота Министерство образования НО 2015 (Вергезова Л.А.)
Почётная грамота Министерства образования, науки и молодежной политики
НО 2020 (Матюнина Е.Е.)
Почетная Грамота Министерство образования НО 2022 (Пархаева Е.И.)
Почетная Грамота Министерство образования НО 2021 (Бакалина Н.М.)
Педагогическим коллективом накоплен материал по организации
летнего отдыха. Не один год ДДТ является куратором летней работы с
детьми в каникулярный период. Решением Земского собрания
Лукояновского муниципального района № 43 от 25.05.2009 «Об
утверждении районной комплексной межведомственной целевой
программы «Организации отдыха, оздоровления и занятости детей и
молодёжи Лукояновского муниципального округа «Каникулы» учреждению
присвоен статус муниципальной экспериментальной площадки. В рамках
деятельности площадки ДДТ организует «Школу подготовки организаторов
детского отдыха», «Школу помощника вожатого», реализует план
мероприятий, направленных на объединение деятельности всех детских
оздоровительных лагерей, организуемых в районе, а так же принимает
участие в реализации проекта «Дворовая практика».
Информационные ресурсы образовательного учреждения
- библиотечный фонд методической литературы
- скоростной интернет
- имеется сайт, электронная почта, группа в социальных сетях.
Банк информационных ресурсов периодически пополняется
Потребность в финансовых ресурсах в разрезе каждого мероприятия
в рамках ключевых направлений развития.
№п/п Мероприятия программы
Потребность в
периодичность
финансировании
1
Повышение квалификации
По плану
Раз в 3 года
педагогов
2
Обновление материально100000
Ежегодно
технической базы
3
Представление
50000
Ежегодно
инновационного опыта
4
Обслуживание сайта
3000
Ежегодно
учреждения
5
Выполнение майских указов
По плану ФХД
ежемесячно
президента (оплата труда)
7. ИНДИКАТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
№ п/п Индикаторы достижения цели
1
Охват обучающихся программами дополнительного образования
МБУДО «Дом детского творчества» составит 100% от
муниципального задания
2
Образовательное учреждение обеспечит предоставление нормативнозакрепленного перечня сведений о своей деятельности на
официальных сайтах в полном объеме
3
Доля учащихся, принявших участие в разных мероприятиях,
олимпиадах, конкурсах составит не менее 60% от всех обучающихся
4
Доля высококвалифицированных кадров увеличится до 100 %
5
Удельный вес численности руководителей и педагогических
работников образовательного учреждения, прошедших в течение
последних 3 лет повышении квалификации, составит 100%
6
Численность педагогов в возрасте до 35 лет будет составлять не
менее 50% от всех педагогов
7
Средняя з\п педагогических работников составит 100% от з/п по
экономике НО
8
Будет введена оценка деятельности образовательного учреждения,
его руководителей и основных категорий работников на основании
показателей эффективности деятельности в соответствии с
требованиями профстандартами
9
При необходимости педагоги будут использовать дистанционные
технологии
10
Представление инновационным опытом (в форме мастер-классов,
проблемных семинаров, круглых столов, пресс-конференций…)
8. ПОКАЗАТЕЛИ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате реализации программы к 2029 году планируется получить
следующие ожидаемые результаты:
№
Ожидаемые результаты
п/п
1
Наличие современных, востребованных направлений дополнительного
образования детей и подростков от 5 до 18 лет
2
Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с
разным уровнем, типом и формами проявления способностей, наличие
в программах информационно-компьютерного обеспечения, форм
компьютерной диагностики
3
Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями
воспитания, обучения и развития детей в ОО до 90 %
4
Сокращение числа детей с асоциальным поведением
5
Будут созданы организационно-педагогические условия для
непрерывного профессионального развития педагогов
6
Повысится компетентность педагогов в современных способах
получения информации и информационных технологиях
7
Количество детей, освоивших образовательную программу с
результатом – высокий уровень освоения, составит не менее 70%
9. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
9.1. Мониторинг оценки качества образовательной деятельности
Мониторинг деятельности учреждения проводится в соответствии с задачами
программы развития, индикаторами эффективности программы и
ожидаемыми результатами. Предметом мониторинговых исследований
качества образования будут являться:
Образовательные программы
Результаты образовательной деятельности
Условия и ресурсное обеспечение образовательного процесса
Данный подход к качеству образовательной деятельности ДДТ позволит
выделить следующие критерии оценки качества работы во взаимодействии
Учреждения с внешней средой:
Исследование социального заказа
Конкуренция: обзор сильных и слабых сторон ближайших УДО
Взаимодействие, сотрудничество: информация о содержании и формах
взаимодействия ДДТ на региональном, муниципальном и
внутриучрежденческом уровнях
По реализации Учреждения стратегической цели и задач:
Постановка и выполнение целей, приоритетов деятельности ДДТ
Выполнение задач в образовательной деятельности ДДТ
Информация о субъектах образовательного процесса:
Обучающиеся - сводные данные по динамике контингента
воспитанников
Родители – информация о целях, задачах, направлениях, формах
работы с родителями.
Педагоги – сводные данные по педагогическим кадрам (динамика
развития кадрового состава, динамика штатного расписания,
информация об аттестации педагогических кадров)
Состояние системы обеспечения качества деятельности ДДТ:
Анализ и результаты динамики методического обеспечения
деятельности (количественные и качественные показатели)
Результаты психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса
Информация о динамике экономического обеспечения деятельности
ДДТ
Результаты динамики материально-технического обеспечения
Состояние системы качества управления деятельности ДДТ:
Информация о формах трудовых отношений (состав, результаты и
вывод)
Результаты состояния организационной культуры
Результаты выполнения управленческих функций администрацией
ДДТ
9.2. Критерии оценки качества образовательной деятельности
Поскольку целью качества образовательной деятельности в системе
дополнительного образования является осмысленность к жизненному циклу,
результатом качества образования будет являться совокупность показателей,
характеризующих образовательную систему:
Качество управления образовательным процессом
Качество содержания образования
Качество образовательной социо-культурной среды
Качество ресурсного обеспечения образовательного процесса
Качество управления развитием образовательной системы
Качество педагогических результатов образовательного процесса
В целом, качество современного дополнительного образования МБУДО ДДТ
будет определяться рядом факторов, обуславливающих социальную
эффективность:
Содержание, включающее лучшие достижения духовной культуры и
опыта в той или иной сфере деятельности.
Высокая компетентность педагогических работников
Новые образовательные технологии и соответствующая им
материально-техническая оснащенность
Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность
Полнота удовлетворения образовательных потребностей населения
г. Лукоянов
10. ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА
РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ, И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ
СНИЖЕНИЮ
Сильная сторона: В настоящее время ДДТ располагает востребованной
образовательной программой, для эффективной реализации которой созданы
все необходимые условия. ДДТ обладает высоким социальным авторитетом,
инновационным характером образовательной деятельности,
удовлетворительным уровнем результативности, высококвалифицированным
педагогическим коллективом и методической базой.
Слабая сторона: Дальнейшее развитие преимуществ ДДТ сдерживается тем,
что недостаточная МТБ для внедрения ИКТ в образовательный процесс,
недостаточно программ для детей старшего возраста.
Благоприятные возможности: Имеется заказ родителей на образовательные
услуги, Управления образования и администрации округа на
организационно-методическое сопровождение дополнительного образования
и воспитания в образовательной системе.
Итогом анализа потенциала развития «Дома детского творчества»
является вывод, что в настоящее время учреждение располагает
образовательными услугами, востребованными обучающимися,
общественностью, системой образования. Вместе с тем расширение
доступности этого продукта сдерживается существующими экономическими
ограничениями.
Таким образом, дальнейшее сдерживание доступности может привести:
К снижению качества результатов образовательной деятельности
К снижению доступности образования и оттоку родителей и
обучающихся
СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ «ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Сценарий стратегического развития ДДТ как учреждение дополнительного
образования видится нами при условиях реализации:
Стратегии дальнейшей реализации личностно-ориентированного
образования
Стратегия развития ДДТ как районной организационно-методической
системы.
В этом случае сценарий развития ДДТ выглядит следующим образом:
Расширение социальной доступности и качественность предоставляемых
услуг дополнительного образования. Развитие деятельности, направленной
на реализацию инвестиционной привлекательности на основе
предоставления образовательных услуг, востребованных различными
социальными субъектами (органы власти, органы управления образования и
родители)
Возможности: В настоящее время ДДТ является конкурентоспособным за
счет реализации существующей образовательной программы и поддержки со
стороны Администрации округа и социального заказа со стороны родителей
Ограничения: ограниченность бюджетного финансирования, старение
коллектива и недостаток площадей
Риски: Большой объем реализуемых проектов муниципального и
регионального уровня может привести к снижению качества реализуемых
проектов.
Последствия позитивные: привлечение дополнительных инвестиций к
сохранению и расширению доступности, повышению качества
предоставляемых услуг, переход к рыночной идеологии оказания
образовательных услуг, развитие общественного характера управления
деятельности ДДТ.
Последствия негативные: возможна потеря интереса к ДДТ со стороны
социума
Действия по реализации:
1. Инновационное развитие образовательного пространства ДДТ за
счет реализации личностно-ориентированного подхода,
использования информационно-коммуникационных технологий,
внедрение инновационных форм работы и т.д.
2. Внедрение предпрофильного обучения, реализация программ
предшкольного развития
3. Разработка новых образовательных услуг, востребованных
обучающимися и социумом
4. Развитие управленческой деятельности на основе
государственно-общественного характера управления
ОБЩАЯ ОЦЕНКА:
Данный сценарий развития ДДТ перспективен и может быть успешно
реализован.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. – С. 3 - 11. 3
Куприянов Б.В.
2. Нормативные основы программного обеспечения дополнительного
образования / Б.В. Куприянов
3. Дополнительное образование и воспитание – 2013. - № 11. – С. 3 - 8. 4
Куприянов Б.В.
4. Программы в организациях
нормативные основы / Б.В. Куприянов
дополнительного
образования:
5. Правовое регулирование системы дополнительного профессионального
педагогического образования в Федеральном законе «Об образовании в
Российской Федерации» / Э.М. Никитин
6. Методист. – 2013. - №5. – С. 2 - 6.
7. Дополнительное образование и воспитание. – 2014. - №2. - С. 9 - 14.
8. Формирование этнокультурной компетентности педагогов в условиях
интеграции дополнительного и общего образования / И.Б. Белявская
9. Дистанционная форма обучения в системе дополнительного
профессионального образования: первый опыт / В.А. Волков
10. Педагог в воспитательном пространстве дополнительного образования
детей / В.П. Голованов
11. Самоопределение школьников средствами дополнительного
образования как условие целостного развития личности / А.А. Дробот
12.
Примерные
педагогические
требования
дополнительного образования детей / З.А. Каргина/
к
содержанию
13. Творческий подход и дополнительное образование детей / А.А.
Синицын, А.М. Мещеряков/
14. Одаренный ребенок. – 2013. - № 6. – С. 135-139. 55 Синянига Н.Ю.
Дополнительное образование: вопросы качества / Н.Ю. Синягина /
15. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.